ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Шахматы для детей

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…»

Рауль Капабланка
гроссмейстер
Игра в шахматы – это достойное увлечение и возможность получать интеллектуальное удовольствие. Если малыш полюбит решать умственные задачки, из которых и состоит игра в шахматы, ему будет легче осваивать и другие области знаний. Любознательность, стремление понять, найти решение в любой ситуации сделают его жизнь не только интересней, но и помогут стать успешным.
Эта старинная игра
  • Развивает память
    поскольку в процессе игры ребенок выстраивает в уме различные комбинации, приходится удерживать их в голове и представлять, как изменится картина, если он сделает тот или иной ход;
  • Быстрее развивает логическое мышление
    Ребенок учится анализировать и прогнозировать ситуации. Он начинает замечать собственные ошибки и промахи противника;
  • Улучшает внимание
    Ребенок становится более усидчивым и сосредоточенным, учится концентрироваться на чем-то одном и не отвлекаться;
  • Развивает речь
    Ребенок слышит и сам произносит новые для него термины;
  • Тренирует наглядно-образное мышление
    Ребенок начинает лучше ориентироваться в пространстве;
  • Формирует целеустремленность
    Игра учит детей не опускать руки и бороться до конца.
  • Учит ребенка самостоятельно думать
    и, что важно, самостоятельно принимать решения;
  • Учит справляться с потерями
    адекватно переживать поражение, так как в игре приходится жертвовать фигурами, а иногда и проигрывать.
В Прогимназии обучение детей игре в шахматы мы начинаем с 2,5-3-х лет. В этом возрасте малыши запоминают название всех фигур и особенности их перемещения по шахматной доске.

Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет. Они начинают умозаключать, анализировать и учатся вести шахматную партию с соперником. Известно, что некоторые из великих шахматистов познакомились с игрой именно в четыре года: это и российский шахматист Анатолий Евгеньевич Карпов, и шахматист из Кубы — Хосе Рауль Капабланка, и Пауль Петрович Керес из Эстонии.

Учителя Прогимназии знают, что шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует умению логически мыслить, воспитывает вдумчивость и целеустремленность, развивает умение строить внутренний план – способность действовать в уме. Игра требует обдумывание каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи. Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает бороться до конца и не унывать при неудачах. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

Не все дети станут чемпионами в шахматах. Гораздо важнее другое – в процессе игры происходит формирование всесторонне развитой личности. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ю. Гагарин.
Шахматы – это отдельный, уникальный и захватывающий мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В Прогимназии мы умело открываем перед своими воспитанниками волшебное пространство этой древней игры, увлекательно строим обучение шахматам на последовательно возрастающем уровне сложности и формируем, в итоге, важнейшую способность алгоритмического мышления.
Made on
Tilda